Жорж Сера
Пуантилизм явился результатом интереса Жоржа Сера к научной теории цвета и поиска собственного стиля. Поэтому термин пуантилизм ("точечность"), иногда заменяют более точным с научной точки зрения термином "дивизионизм" - разделение.Так что, если встретите в литературе слова "пуантилизм" или "дивизионизм", не давайте себя запутать - в отношении живописного метода, они обозначают совершенно одно и тоже, т.е. дублируют друг друга, видимо, для конспирации.
Не хочу сказать, что Сера был secret agent - эту путаницу внесли критики и искусствоведы, которые вообще все в искусстве запутали. Шутка. Но ведь должен быть виноватый в такой запутанности истории искусства.
Что же такое пуантилизм? Или дивизионизм?
Все просто.
Каждый человек по какой-то причине смешивал краски в баночке, на палитре. Не имеет значения также, чем смешивались эти краски: кисточкой, флейцем, попавшейся под руку палочкой, все равно такое смешение будет механическим. Ну, помните, если смешать желтую и синюю - получите зеленый. Некоторые, особо догадливые, сразу зададут вопрос: - "А на фиг мешать, когда можно взять готовую зеленую?" На это художник подбоченясь ответит: - "Мне нужны оттенки зеленого!"
При механическом смешении возникают неприятные последствия, связанные не только с возможностью химической реакции смешиваемых пигментов, но и с отличием величины частиц пигментов, отражением света в мутной среде, какой является связующее. И еще много мизерных противненьких причин, о которых зритель даже не догадывается, но которые изрядно треплют нервы живописцам.
Существует другой способ смешения цвета - оптический. Такой способ сейчас применяется в современной цифровой техники. Собственно - это и есть метод пуантилизма.
Как механическое смешение заменено оптическим?
Допустим. Расположенные рядом четыре желтых квадратика (возможны другие геометрические фигуры) воспринимаются желтым пятном, аналогично, синие - синим. Два синих + два желтых = зеленым. Один синий + три желтых = желто-зеленый. Три синих + один желтый = сине-зеленый. И так до бесконечности. В современном понимании - это пиксель Все очень просто.
Для того, чтобы было удобнее и быстрее оставлять маленькой кисточкой (помните? чем больше пикселов на ограниченной плоскости и чем они мельче, тем выше разрешение, т.е. четкость) точки на холсте, Сера придумал непривычный способ рисования. Холст размещался горизонтально, а над ним устраивался подвижной помост, на котором располагался художник с красками и кисточками. Склонившись над холстом, он тыкал, тыкал, тыкал...
Работа была еще та! Сколько терпения-то?
Поль Синьяк
Поль Синьяк был другом Жоржа Сера и верным сподвижником в становлении пуантилизма. Он свято верил, что их начинание откроет новые невиданные возможности для живописцев. "И если среди них еще не появился гениальный художник,
который сумел бы внушить уважение к их технике, они, во всяком случае,
проторили ему дорогу. Пусть же придет этот торжествующий колорист; палитра
для него уже готова.", - писал он в теоретическом труде о пуантилизме.
Действительно. Многие художники того времени, включая отца и сына Писсарро, Ван Гога и многих других экспериментировали с техникой пуантилизма, но, увы! разочаровывались. Разочаровывались в прогрессивности этого направления. Не смотря на это, пуантилизм оказал очень большое влияние на развитие живописи в будущем. Достаточно сказать, что приемами этой техники активно пользуются современные художники.
Почему же возник такой парадокс одновременного отрицания и признания?
Мне кажется, что проблема в трудоемкости наложения красок, когда процесс отнимает несоразмерно много внимания и сил, отвлекая от главного. К тому же, при горизонтальном расположении холста, и при отсутствии у художника крыльев, затруднительно корректировать общий вид картины, его композицию. Есть еще ряд недостатков, ограничивающих возможности этого метода.
Комментариев нет:
Отправить комментарий