среда, 31 октября 2012 г.

Винсент Ван Гог

Винсент Ван Гог "Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой" 1889 г., холст, масло


   "Ах, я никогда не сумею передать то впечатление, которое на меня произвели некоторые виденные мною здесь фигуры! Разумеется, я стою на пути, который ведет к чему-то новому, ибо я - на юге, но нам, северянам, так трудно постичь его. И я заранее предвижу, что, когда ко мне придет известный успех, я с сожалением вспомню о прожитых здесь тоскливых и одиноких днях, когда я сквозь решетку моей одиночки следил за жнецом в хлебах. Нет худа без добра! Чтобы преуспеть и наслаждаться длительным благоденствием, надо обладать иным темпераментом, нежели мой: я ведь никогда не сумею добиться того, к чему стремлюсь и чего мог бы достичь."   
      ..."Я уже писал Гогену в последнем письме, что если работать, как Бугро, то можно рассчитывать на успех: публика ведь всегда одинакова - она любит лишь то, что гладко и слащаво. Тому же, у кого более суровый талант, нечего рассчитывать на плоды трудов своих: большинство тех, кто достаточно умен, чтобы понять и полюбить работы импрессионистов, слишком бедны, чтобы покупать их. Но разве мы с Гогеном будем из-за этого меньше работать? Нет. Однако нам придется заранее примириться с бедностью и одиночеством." (отрывки из писем брату Тео)
     Сомнения в силе своего таланта, в способности сделать что-то настоящее никогда не покидали Ван Гога. Эти сомнения были как наваждение, как неотвязчивая болезнь, и, наверное, чтобы избавиться от этих страданий, он истязал себя работой, чтобы хоть немного успокоить не проходящее ощущение своей никчемности в этом мире.В последнем, не отправленном письме к Тео, найденном в его кармане после самоубийства, он, мучимый все теми же сомнениями, признается:."я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка".
    Сегодня странно читать такие признания внутреннего смятения, неуверенности от художника, творческое лицо которого мы воспринимаем настолько узнаваемым и  неповторимым, что с легкостью готовы наделить его характер чертами уверенности и решительности.
    При внимательном анализе картин Винсента Ван Гога очевидно, что его живописная система представляет собой компилиляцию с последующим сублимированием методов и приемов разных живописных школ и отдельных художников. Особенно сильное влияние оказала японская гравюра. Во многих его картинах заметен след внимательного изучения копозиции, цвета, выразительности рисунка японских художников. Характерное  нанесение краски на холст он перенял у часто им упоминаемого Адольфа Монтичелли, заметно влияние Камиля Сера, Поля Гогена, которого он считал своим учителем. При всем этом, живописная система Ван Гога кажется нам цельной и органичной.
    Можно много говорить о достоинствах и неповторимости логически выверенного художественного метода, но сделаем это в другой раз. Сейчас нас интересуют сверхзадачи творческого пути отдельных художников, которые повлияли на дальнейшее развитие изобразительного (и не только!) искусства.
    Придя к убеждению, что «настоящие художники не рисуют вещи такими, как они есть… Они рисуют их, поскольку сами чувствуют себя ими», Ван Гог сделал следующий шаг, что в каждом мазке кисти должна содержаться экспрессия, должна вкладываться невероятная воля художника. Эта энергия наполнит картину импульсами жизни, в отличие от отстраненного рисования предметов на картинной плоскости, передающей лишь иллюзию, жалкое подобие видимого художником мира.
    Художник, ни одной картины которого не было продано при жизни, за исключением одной, приобретенной в насмешку, был  признан как один из самых выдающихся художников. Признание это пришло к нему не из-за его трагической смерти - как уверяют некоторые - но как результат понимания значимости его творческих открытий и оставленных картин, стоимость которых, то ли по иронии, то ли по злому умыслу судьбы. достигает сегодня астрономических сумм.
    Он оставил художникам новый живописный язык, на основе которого выросло направление - экспрессионизм. а спустя несколько десятилетий - абстрактный экспрессионизм. Его рациональная и, вместе с тем, яркая и богатая палитра, оказала влияние на художников-фовистов.














 









Комментариев нет:

Отправить комментарий