Николай Бахарев (фото мое)
В апреле 2011 года
в областном Доме Художника города Кемерово открывалась выставка Николая
Бахарева (фотография), Олега Богульского (фотография, видеоинсталляция),
Михаила Алабугина (фотография) и Алексея Бабенко (живопись) под общим названием
«Провинция». Уже на открытии выставки на меня начались нападки из-за названия
выставки. По мнению многих выступавших – это название не могло быть применимо
ни к экспонирующимся авторам (это Бахарев-то провинциал?- нападали на меня даже
его ненавистники), ни к представленным работам. По их представлению, слово «провинциальный»
обязательно должно означать: плохой, отсталый, говоря проще - отстой.
Честно, я
предвидел такую реакцию. Более того, хотел привнести для посетителей выставки другие
коннотации для этого слова.
Андрей Ерофеев в
статье «Случай на винзаводе» http://exil-archiv.de/ru/Russe/www.aerofeev.ru/content/view/265/1/index.html
довольно точно охарактеризовал состояние провинциального искусства. Почему-то
эта характеристика оскорбляет провинциальных художников. А зря.
Не согласен с ним
в одном. Столичное, т.е. московское, искусство он выводит за рамки своей
парадигмы, причисляя его к мировому мейн-стриму. Думаю, напрасно. Оно тоже провинциально.
Доказательства? Пожалуйста. С целующимися милиционерами, наверное, всем
понятно. Но, поскольку Бэнкси самый почитаемый художник в России, он находится
под пристальным вниманием: выпустил фильм «Выход через сувенирную лавку» -
появилась аналогия Андрея Грязнова о группе «Война» и т.д. «Комплекс ложной
полноценности» в Москве срабатывает не меньше, чем в провинции. Никакие
атрибуты скрыть это не могут, - ни отращивание бороды, ни ее сбривание, ни
рисование фаллосов на мостах, ни многое другое. Может из Москвы это плохо
видно, как из своего болота, то издалека – отчетливо.
Мне кажется,
что за всем этим кроется одна проблема: ощущение встроенности в мейн-стрим.
Представление о нем – мейн-стриме – у столичных ли, провинциальных ли групп разное,
но проблема-то одна: встроен - есть «комплекс ложной полноценности», не встроен – ощущение неполноценности.
Не надо
встраиваться. Надо найти свою провинцию, - участок, который не занят. Может, я
заблуждаюсь, но, кажется, время мейн-стрима прошло. Приходит время «Мы разные!»
Ну, не вижу большой разницы между переворачиванием машин и облаиванием
прохожих. Ситуация изменилась, а суть осталась. Ур-р-ра Олегу Кулику! Он был
прежде, потому победил! - грустная шутка.
Попробуем
провести мысленный эксперимент. Почему художники в России не ориентируются на Френсиса
Бэкона, например? Кажется, он ближе нам по сегодняшнему состоянию общества?
Вывод напрашивается печальный, - его работы продаются с трудом, значит так
делать не надо. Вот. Видна интонация стремления встроенности и она не радует.
Хорошо, если
я ошибаюсь и все мои размышления всего лишь личностные фобии, которые я
проецирую на уважаемых художников? Но результат остается таким же, если меняешь
аналитический инструмент (назову его сеткой или матрицей, по которой
выстраиваются произведения Д.Херста, Бэнкси, Кабакова и др.) и как по лекалу
выстроенные произведения многих-многих живущих в столице. Вот так,
механистически. Это ли не провинциальность мышления?
Еще раз
подчеркну, что всецело поддерживаю мысль Андрея Ерофеева, но осмелюсь добавить,
что между столичными и провинциальными (в данном случае в географическом смысле)
художниками разница невелика: одни вытворяют скоропортящийся продукт плохого
обучения, другие – самообучения после плохого обучения.
Как нам
быть? Нам надо, как минимум, полюбить свою российскую провинцию (ух! пафосно сказал,
аж затошнило) и уловить аромат процесса развития искусства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий