воскресенье, 28 октября 2012 г.

Поль Гоген

Поль Гоген "Автопортрет"

    Сезанн с раздражением называл картины Гогена "японскими картинками", намекая на сильное влияние японской гравюры на творчество художника. Не безосновательно. Но несмотря на такой приговор, творчество Поля Гогена оставило не меньший след в истории искусства и не меньшее влияние на развитие искусства ХХ века, чем творчество Сезанна.
    Для желающих ознакомиться с перипетиями нелегкой судьбы художника советую прочесть роман Сомерсета Моэма "Луна и грош". Написано увлекательно и захватывающе. Его жизнь, действительно, насыщена неожиданными поворотами и трагической борьбой за выживание. Но, в данном контексте, нас интересует творчество.
    Увлечения Гогена живописью начались тогда, когда он, был успешным брокером и отцом благополучного семейства. Уже тогда он участвовал в совместных выставках импрессионистов и, наконец, решив всецело посвятить себя творчеству, расстается с семьей, бросает работу на бирже и обрекает себя на нищенское существование до конца жизни.
    Начиная свою творческую биографию с знакомства с импрессионистом Писсарро, он постепенно находит свой творческий путь, по сути, отрицая основные постулаты (а точнее, не принимая их) импрессионистической идеи. 
    1) Богатой игре рефлексов при организации пространства и воздушной среды в картине он предпочел нарочито выстроенную живописную плоскость. Мы можем лишь гадать, что больше раздражало зрителей и художников своего времени: деформация фигур, с намеренным увеличением стоп ног, кистей рук  и "уширением" тел; "распластывание" фигур на плоскости,  логика построения которых восходит к построению пространства в древнеегипетских монументальных рельефах и росписях, с характерным разворотом головы, плечей, рук, ног? Так или иначе, современники не простили Гогену такой дерзости в отношении рисования фигур. Многие считали, что в этом нет никакого умысла художника, а есть неумение и дилетантизм.
    Сегодня очевидно, что все это результат рационального построения.
    Очевидно и другое: в европейской живописи академический канон построения фигур являлся незыблемым каноном. Вольности здесь не допускались. Гоген рискнул нарушить это правило от безысходности, у него просто не было других вариантов, а  не по прихоти. В начале ХХ века, деформация приобретет признак этакой раскованности и современности художников, т.е. будет носить скорее оттенок художнического понта, чем необходимости.
    2)  Он возвращается к сюжету, как основной завязке композиции.
    Получается, не успели импрессионисты утвердить отказ от нарратива одним из основополагающих постулатов современного искусства, как появляется умник Гоген, считающий этот постулат не глобальным, а локальным. Действительно, для импрессионистов этот отказ был не капризом. Он был очень важен. Отныне, главным смыслом картины, ее главным сюжетом, объявлялась сама живопись. Игра красок, богатство цветовых оттенков, отныне должны быть подобными музыкальным звукам, воздействующим на наше подсознание, в которой сюжет если имеет какое-то значение, то очень незначительное, периферийное.
    Но ведь Поль Гоген не отказывается от живописи. Живописность его полотен очевидна. Гоген придает живописи не меньшее значение, чем Клод Моне, но в творческой системе Гогена она имеет другое качество и значение.
    3)  Его работы все больше и больше нагружаются символами. Хотя, проживая в Понт-Авене, не примыкает к группе символистов "Наби", а оказав на художников, входящих в нее, сильное влияние, остается верен избранному пути. (О группе "Наби" разговор пойдет позже.)
    Символизм приобретает глубинное значение в его таитянский период: девушка с плодом кокоса, собаки, черные свиньи, идолы. Эти символы добавляют новые смыслы: иногда еле уловимые. подобные тонким ароматам, иногда, главные, фокусирующие смысл картины.
    Многое в судьбе и творчестве Поля Гогена становится понятнее, когда узнаешь, что он был противником развития цивилизации по пути промышленного прогресса. Проживание в больших городах он считал болезненным и ненормальным для человека, предпочитая слияние с природой.
    Эжен Анри Поль Гоген умер на острове Хива-Оа в 1903 году, в возрасте 54 лет, терзаемый депрессиями, мучимый тропическими болезнями и крайней нищетой, оставив после себя множество великолепных произведений: картин, гравюр и керамики.


 

 

 



 















Комментариев нет:

Отправить комментарий