Глезер Александр, родился в 1934 году.
диссидент, коллекционер, один из организаторов "бульдозерной выставки", основатель и директор Русского музея в изгнании в Монжероне (Франция) и Музея русского современного искусства в Джерси-Сити (США)
диссидент, коллекционер, один из организаторов "бульдозерной выставки", основатель и директор Русского музея в изгнании в Монжероне (Франция) и Музея русского современного искусства в Джерси-Сити (США)
С Александром Глезером в галерее А-3 (Москва) 2005г.
Сегодня о нем
в России, к сожалению, мало кто вспоминает, хотя в 70-е годы было много слухов
и легенд. Например, что он баснословно богат или то, что он кутила и пьяница.
- Здрас-с-сте!
- звонит как-то один художник, - мы с вами давно знакомились.
- Что-то не
помню, - говорит Глезер в трубку.
- Да, мы
тогда пьяные были, - отвечает.
- Ну, пьяным
я был единственный раз в жизни, и то в юности. Но, видимо, это и был тот самый
случай, - произнес Александр.
Действительно,
я не видел его, пьющим водку. Лишь изредка немного хорошего вина. Его любовь к
ресторанам объясняется очень просто, - он совершенно не понимает, что питаться
можно не заходя в ресторан, по той простой причине, что слова "еда" и "ресторан" для него синонимы. Он удивительно не приспособлен к быту и, для постороннего
человека, живет странной жизнью.
Как-то
приехал к нему по делам. Оказалось, что он несколько дней питается лавашем,
который очень любит, и минералкой. На ресторан у него не было денег. В ближайшем
магазине, я купил всякой всячины, что-то быстро приготовил. Александр искренне
удивился, что еду можно готовить в домашних условиях на кухне.
На этой
кухне, мы вели нескончаемые разговоры. Несмотря на то, что я неохотно вступаю в
разговоры, в которых присутствует пафосность, а в разговорах с шестидесятниками наличествует обязательный элемент поведенческой героизации - противопоставление себя власти, наши беседы
были взаимоуважительными. Мы дружили, не замечая нашу разность в возрасте
и разные взгляды на искусство. Главное, что мы, каждый по своему, самозабвенно
любили искусство.
Считаю, что
искусство нон-конформистов мало изучено, а правильнее сказать, постыдно
замалчивается. Причины этого явления разные – результат один, мы тщательно
закрашиваем белым очередное историческое пятно. Сколько раз мы наступали на эти
грабли?
Ниже привожу
текст, который писался не мной, но по моему заказу для странички сайта.
На вопрос: как началось
ваше увлечение неофициальным искусством? Александр Глезер отвечает:
- Изобразительным искусством я заинтересовался в начале 60-х годов. Тогда я собирал репродукции работ I русского авангарда, импрессионистов, Сезана, Пикассо... В декабре 1966 года я оказался в квартире лидера московских неофициальных художников Оскара Рабина. Его картины так мне понравились, что я сразу же предложил организовать его персональную выставку в клубе "Дружба" на шоссе Энтузиастов, с которым я был связан общественной работой. Рабин предупредил, что из-за его выставки у меня могут возникнуть неприятности. Когда же я отмахнулся от его предупреждения, то сказал: "Все художники соскучились по выставкам. Давайте делать групповую экспозицию", В итоге 22 января 1967 года в клубе "Дружба" открылась выставка двенадцати художников-нонконформистов (Рабин, Владимир Немухин, Лидия Мастеркова, Николай Вечтомов, Валентина, Евгений и Лев Кропивницкие, Эдуард Штейнберг, Дмитрий Плавинский, Анатолий Зверев, Валентин Воробьев, Ольга Потапова).
На открытии побывало две тысячи посетителей, но через 2 часа приехавшие гебисты и работники Горкома партии выставку закрыли.
Я разозлился, начал покупать картины неофициальных художников, приобрел трехкомнатную кооперативную квартиру, сделал в ней дополнительные стены, которые двигались по рельсам, и в 1968 году открыл домашний музей неофициального русского искусства, который посещали все желающие увидеть не казенный соцреализм, а подлинное русское искусство, искусство свободное.
- А какие неприятности, о которых предупреждал Рабин, на вас обрушились?
- Ну, сначала мелкие. Газета "Московский художник" напечатала статью, в которой именовала меня "неким Глезером, именующим себя поэтом", и хотя в тот же день вышла газета "Литературная Россия" с моими стихами, реабилитацией это не стало. От меня требовали покаяться. Однако ни тогда, ни два года спустя, когда за меня взялась газета "Вечерняя Москва", я не покаялся. (Успел даже провести под эгидой Союза художников Грузии - они напечатали каталог - выставку своей коллекции в Тбилиси, в выставочном зале на проспекте Руставели, прямо напротив Совета Министров Грузии).
Но после публикации в "Вечерней Москве" фельетона обо мне, где, по сути говоря, я обвинялся в антисоветской деятельности, начались серьезные проблемы. С производства сняли сразу пять моих книг. Это был 1970-й год.
А в 1974 году грянул открытый бой. 15 сентября этого года бульдозеры разгромили выставку на открытом воздухе на пустыре на окраине Москвы. На разведенном там же костре были сожжены три картины. Пятеро художников во главе с Оскаром Рабиным были арестованы.
Впрочем, победа властей оказалась пирровой. Возмущение мировой общественности вандализмом в Москве стало массовым, а, с другой стороны, в пресс-конференции, проведенной у меня на квартире, мы заявили, что через две недели снова выйдем на тот пустырь с картинами.
В общем, власти отступили, и 29 сентября выставка неофициального искусства состоялась в Измайловском парке. Ее разрешили на четыре часа. И это были четыре часа свободы, вырванных нами из лап тоталитарного режима.
Ни мне, ни Оскару Рабину своего позора власть не простила. Я был арестован, провел в тюрьме десять дней, а потом меня изгнали из СССР. Пять лет спустя изгнали и Рабина.
Сперва под Парижем, затем под Нью-Йорком мне удалось основать Музей современного русского искусства. До 1991 года они провели 161 выставку не только в своих стенах, но и в музеях Франции, Англии и Японии, в выставочных залах и галереях Парижа, Вены, Западного Берлина, Сената США в Вашингтоне и Бельгии, Швейцарии (Лозана и Цюрих)... Картины из музеев широко демонстрировались на Биеннале неофициального русского искусства в Венеции и Турине, а также в Беллинзоне (Швейцария) и Везине (Франция).
К слову сказать, моей основной задачей на Западе было сделать художников, оставшихся в СССР, известными и таким образом хоть немного предохранить их от репрессий. Эта задача была выполнена.
- А почему вы занялись еще и современными русскими художниками.
- В 1991 году я вернулся из изгнания в Россию и стал организовывать выставки своей коллекции не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и Владивостоке, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Харькове, Одессе, Запорожье, Симферополе... И везде ко мне подходили молодые художники и просили помочь им. Так вот и стал я с 1994 года выставлять и постсоветских живописцев, так сказать, "детей перестройки". Ныне в групповых экспозициях, которые проводит музей и у себя и в американских галереях в Москве, в Харьковском и Запорожском художественных музеях, в Париже наряду с бывшими неофициальными участвуют и "дети перестройки" из всех вышеназванных городов и еще из Нью-Йорка, Парижа, Торонто, Монреаля, Новокузнецка, Уфы... Теперь за спиной музея уже 74 (видимо, имеются в виду выставки, проведенные в "The Case Museum of Russian Contemporary Art" Jersey-City) организованных выставок, и до конца 2004 года мы проведем еще 9 выставок (5 у нас в музее, две в Москве, одну в Париже, и одну в Праге, где, как филиал музея, в ноябре 2004 года открывается русская галерея.
Нужно сказать и о том, что вот такие групповые экспозиции, на которых представлены неофициалы и "дети перестройки", повышают рейтинг последних.
Пропагандирую я русское искусство и своими статьями и книгами. Последние выходят на двух, а порой и трех языках. И, наконец, в моем журнале "Стрелец", который я выпускаю с 1984 года, тоже регулярно появляются статьи о русских художниках и их выставках в России и по обе стороны Атлантики.
- Изобразительным искусством я заинтересовался в начале 60-х годов. Тогда я собирал репродукции работ I русского авангарда, импрессионистов, Сезана, Пикассо... В декабре 1966 года я оказался в квартире лидера московских неофициальных художников Оскара Рабина. Его картины так мне понравились, что я сразу же предложил организовать его персональную выставку в клубе "Дружба" на шоссе Энтузиастов, с которым я был связан общественной работой. Рабин предупредил, что из-за его выставки у меня могут возникнуть неприятности. Когда же я отмахнулся от его предупреждения, то сказал: "Все художники соскучились по выставкам. Давайте делать групповую экспозицию", В итоге 22 января 1967 года в клубе "Дружба" открылась выставка двенадцати художников-нонконформистов (Рабин, Владимир Немухин, Лидия Мастеркова, Николай Вечтомов, Валентина, Евгений и Лев Кропивницкие, Эдуард Штейнберг, Дмитрий Плавинский, Анатолий Зверев, Валентин Воробьев, Ольга Потапова).
На открытии побывало две тысячи посетителей, но через 2 часа приехавшие гебисты и работники Горкома партии выставку закрыли.
Я разозлился, начал покупать картины неофициальных художников, приобрел трехкомнатную кооперативную квартиру, сделал в ней дополнительные стены, которые двигались по рельсам, и в 1968 году открыл домашний музей неофициального русского искусства, который посещали все желающие увидеть не казенный соцреализм, а подлинное русское искусство, искусство свободное.
- А какие неприятности, о которых предупреждал Рабин, на вас обрушились?
- Ну, сначала мелкие. Газета "Московский художник" напечатала статью, в которой именовала меня "неким Глезером, именующим себя поэтом", и хотя в тот же день вышла газета "Литературная Россия" с моими стихами, реабилитацией это не стало. От меня требовали покаяться. Однако ни тогда, ни два года спустя, когда за меня взялась газета "Вечерняя Москва", я не покаялся. (Успел даже провести под эгидой Союза художников Грузии - они напечатали каталог - выставку своей коллекции в Тбилиси, в выставочном зале на проспекте Руставели, прямо напротив Совета Министров Грузии).
Но после публикации в "Вечерней Москве" фельетона обо мне, где, по сути говоря, я обвинялся в антисоветской деятельности, начались серьезные проблемы. С производства сняли сразу пять моих книг. Это был 1970-й год.
А в 1974 году грянул открытый бой. 15 сентября этого года бульдозеры разгромили выставку на открытом воздухе на пустыре на окраине Москвы. На разведенном там же костре были сожжены три картины. Пятеро художников во главе с Оскаром Рабиным были арестованы.
Впрочем, победа властей оказалась пирровой. Возмущение мировой общественности вандализмом в Москве стало массовым, а, с другой стороны, в пресс-конференции, проведенной у меня на квартире, мы заявили, что через две недели снова выйдем на тот пустырь с картинами.
В общем, власти отступили, и 29 сентября выставка неофициального искусства состоялась в Измайловском парке. Ее разрешили на четыре часа. И это были четыре часа свободы, вырванных нами из лап тоталитарного режима.
Ни мне, ни Оскару Рабину своего позора власть не простила. Я был арестован, провел в тюрьме десять дней, а потом меня изгнали из СССР. Пять лет спустя изгнали и Рабина.
Сперва под Парижем, затем под Нью-Йорком мне удалось основать Музей современного русского искусства. До 1991 года они провели 161 выставку не только в своих стенах, но и в музеях Франции, Англии и Японии, в выставочных залах и галереях Парижа, Вены, Западного Берлина, Сената США в Вашингтоне и Бельгии, Швейцарии (Лозана и Цюрих)... Картины из музеев широко демонстрировались на Биеннале неофициального русского искусства в Венеции и Турине, а также в Беллинзоне (Швейцария) и Везине (Франция).
К слову сказать, моей основной задачей на Западе было сделать художников, оставшихся в СССР, известными и таким образом хоть немного предохранить их от репрессий. Эта задача была выполнена.
- А почему вы занялись еще и современными русскими художниками.
- В 1991 году я вернулся из изгнания в Россию и стал организовывать выставки своей коллекции не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и Владивостоке, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Харькове, Одессе, Запорожье, Симферополе... И везде ко мне подходили молодые художники и просили помочь им. Так вот и стал я с 1994 года выставлять и постсоветских живописцев, так сказать, "детей перестройки". Ныне в групповых экспозициях, которые проводит музей и у себя и в американских галереях в Москве, в Харьковском и Запорожском художественных музеях, в Париже наряду с бывшими неофициальными участвуют и "дети перестройки" из всех вышеназванных городов и еще из Нью-Йорка, Парижа, Торонто, Монреаля, Новокузнецка, Уфы... Теперь за спиной музея уже 74 (видимо, имеются в виду выставки, проведенные в "The Case Museum of Russian Contemporary Art" Jersey-City) организованных выставок, и до конца 2004 года мы проведем еще 9 выставок (5 у нас в музее, две в Москве, одну в Париже, и одну в Праге, где, как филиал музея, в ноябре 2004 года открывается русская галерея.
Нужно сказать и о том, что вот такие групповые экспозиции, на которых представлены неофициалы и "дети перестройки", повышают рейтинг последних.
Пропагандирую я русское искусство и своими статьями и книгами. Последние выходят на двух, а порой и трех языках. И, наконец, в моем журнале "Стрелец", который я выпускаю с 1984 года, тоже регулярно появляются статьи о русских художниках и их выставках в России и по обе стороны Атлантики.
Джерси-сити, 1980 г. На открытии Музея современного русского искусства.
Слева направо: Артур Абба Гольдберг, Александр Глезер,
Слева направо: Артур Абба Гольдберг, Александр Глезер,
мэр Джерси-Сити Томас Ф. Смит, Александр
Гинзбург.
ИЗ РОССИИ С ЛЮБОВЬЮ
Это событие давно ждало своего часа. В Соединенные Штаты эмигрировало столько талантливых советских художников, что должно было найтись место, где они показывали бы свое творчество. И вот они нашли временное пристанище в Джерси-Сити.
На прошлой неделе в штаб-квартире Комитета по принятию советских эмигрантов по адресу Гранд-стрит, 80 открылся Музей неофициального советского искусства.
Дата открытия музея была выбрана не случайно. Шесть лет назад, 15 сентября 1974 г., по приказу московских властей с помощью брандспойтов и бульдозеров была уничтожена выставка картин художников нонконформистского направления. Позднее нескольких художников, участвовавших в выставке, арестовали. Одни через несколько лет оказались на Западе, другие до сих пор живут в СССР.
Директором музея стал Александр Глезер, организатор неудавшейся выставки в Москве шесть лет назад и собиратель работ неофициальных советских художников. Хотя сам он живет во Франции, где у него в Монжероне под Парижем есть такой же музей, он планирует быть директором обоих. Это он решил, что Нью-Йорк созрел для советского искусства. Глезер знал, что цены в этом городе умопомрачительные, но прослышал о Комитете по принятию советских эмигрантов и обратился к нему за помощью, учитывая тот факт, что в этом районе проживают много выходцев из Советского Союза (мэр Джерси-Сити Томас Ф. Смит любовно называет это место "маленьким Ленинградом"). Идея Глезера нашла в Комитете горячую поддержку. Они предложили разместить экспонаты в своей штаб-квартире, пока не будет готов проект трехэтажного здания.
В музее представлены работы художников, живущих в настоящее время на Западе, и тех, кто по-прежнему находится в СССР. Музей неофициального советского искусства дает американским зрителям возможность познакомиться с работами, никогда ранее не выставлявшимися за пределами СССР.
Мила Андре "Дейли Ньюс",
Нью-Йорк, 19 сентября 1980
Нью-Йорк, 19 сентября 1980
Джерси-сити, 1984 г. На вернисаже персональнойвыставки Осара Рабина.
Сидят: Л. Ламм, О. Рабин, В. Кропивницкая, А. Меламид.
Cтоят: Г. Гуревич, А. Гинзбург, В. Длуга, А. Глезер, В. Григорович, В. Комар,
М. Одноралов,
К. Арнольд
Джерси-сити, 1984 г. На вернисаже выставки "Десять лет спустя", посвященной "Бульдозерной"
А. Глезер, Г. Костакки
Комментариев нет:
Отправить комментарий