К концу 1909 года амбициозного
28-летнего Пабло Пикассо покинула уверенность в своих силах. Тяжело и
мучительно он расставался с героями своих картин: меланхоличными циркачами, акробатами, любителями
абсента, завсегдатаями кафе. С их тихой печальностью, с не по годам помудревшими
глазами детей, глядящими в бескрайнюю даль и потупленным взглядом матери - с
лицом Фернаны Оливье – натурщицы и первой спутницы жизни Пикассо. Эти картины
своим настроением печальной элегии, напоминали изображения Святого семейства эпохи
Возрождения. Время в картинах текло медленно и спокойно, иногда вовсе
останавливалось, почти замирало, чтобы поведать о чем-то важном.
И вдруг все
сорвалось, понеслось куда-то…
Небольшого роста и
крепкого телосложения «чудаковатый испанец с горящими глазами», рядом с ним высокая
- на голову выше своего кавалера - стройная и красивая Фернанда Оливье, Девять
лет они вместе. Он бесконечно рисует ее портреты, но что-то случилось в их
отношениях. С каждым портретом его раздражение все более и более отпечатывается
в изображениях. Видимо, усталость от многочисленных экспериментов, не
приносящих ожидаемого качественного результата; психологическая усталость от
объекта изображения; понимание невозможности преодолеть найденную трактовку модели,
когда удачная трактовка превращается в неискоренимый и впечатанный в мозг
шаблон, диктующий свои условия, приводящие в крайнее раздражение. Его тяготит
её присутствие.
Следующий, 1910
год - аналитический период кубизма – Пикассо прекращает собственные
эксперименты с формой и берет за основу метод Жоржа Брака. Основным жанром его
творчества становится натюрморт. Портрет является скорее исключением.
Он расстается с
Фернандой. В его жизни появляется Марсель Умбер. Ева, – так называл ее Пикассо.
Это случилось в 1911 году. Их встреча не просто совпала, но стимулировала
Пикассо к переходу в новую фазу развития кубизма – синтетическому периоду. Он не рисует ее портреты, но фиксирует ее присутствие в его жизни в названиях картин: "Я люблю Еву!"
Яркий,
праздничный, сбросивший математически выверенные, сковывавшие своей
методологической правильностью путы аналитического периода, следующий период
похож на свободные изощренные джазовые импровизации. Художник каким-то странным
образом равнозначно сочетает в картинах творческую глубину, расчетливую сделанность
коммерческого продукта, простоту метода и формы. Способность и умение Пикассо добиваться совершенства достигает наивысшей точки. Еще не было всенародного признания, но многие выдающиеся люди своего времени увидели в этом печать гениальности.
"Фрукты Блюдо"
"Дом на холме, Орта-де-Эбро"
"Дом в саду"
"Девушка с мандолиной"
"Две обнажённые фигуры" 1908 г.
"Женщина с веером" 1908 г.
"Кирпичный завод в Тортосе" 1909 г.
"Голова женщины" 1909 г.
"Женщина с веером" 1909 г.
"Женщина с грушами (Фернанда)" 1909 г.
"Водохранилище, Орта-де-Эбро"
"Бокал абсента" 1910 г.
"Натюрморт с плетеным стулом" 1911 г.
"Бутылка перно" (столик в кафе) 1912 г.
"Обнажённая, Я люблю Еву" 1912 г.
"Скрипка" 1912 г.
"Гитара" 1913 г.
"Портрет Амбруаза Воллара" 1915 г.
"Зеленый натюрморт"
L'Amateur, Le Torrero
"Скрипка Джоли Ева"
"Кларнет и скрипка"
"Композиция с разрезанной грушей"
"Музыкальные инструменты"
"Трубка, стекло, бутылка рома"
"Скрипка в кафе"
"Фруктовая тарелка, бутылка и скрипки"
"Три музыканта" 1921 г.
"Натюрморт с гитарой" 1921 г.
Закономерности развития искусства от импрессионизма до наших дней:
(см. посты)
__________________________________________________________________________________
Искусство XX века; О течениях и направлениях; Клод Моне Забытые импрессионисты; Эдгар Дега; Камиль Писсарро; Огюст Пьер Ренуар; Альфред Сислей; Поль Сезанн; Поль Гоген; Винсент Ван Гог; Пуантилизм; Анри Матисс; Рауль ДЮФИ, Морис де ВЛАМНИК, Кес ван ДОНГЕН, Андре ДЕРЕН; Пьер Боннар, Эдуар Войар, Морис Дени; Модерн; Эпохе — свое искусство, искусству — своя свобода; Гюстав Климт.; Эгон Шиле; Оскар Кокошка; Леон Бакст; Михаил Врубель; А. Головин, В. Борисов-Мусатов; О модерне и детерминированности; Экспрессионизм; Эдвард Мунк; Жорж Руо; "Мост"; Эрнст Людвиг Кирхнер; Эрих Хеккель; Карл Шмидт-Ротлуф; Эмиль Нольде; Макс Пекштейн; PS: о выставке «Дегенеративное искусство» и невежестве; "Авиньонские девицы"; Кубизм. Сезанновский период; Кубизм. Аналитический и синтетическийпериоды; Жорж Брак (кубизм)
___________________________________________________________________________________
(продолжение
следует)
Комментариев нет:
Отправить комментарий