Наталия Гуревич
История
"Бродячей собаки". Золотая тусовка Серебряного века. Часть II
Кавалеры Ордена Собаки
Поскольку никакое государство без кавалеров не стоит, а
кавалеры обычно очень скучают без орденов, отцы-оформители с отцом-основателем
и главным государственным идеологом создали Орден Собаки. В центре у него было
"всевидящее око", вписанное в треугольник, а внизу подпись:
"Cave canem" - "Бойся собаки". Такие надписи делали древние
римляне на пороге своих домов; что-то вроде нашего: "Осторожно, злая
собака!"
Орден Собаки вручали почетным гражданам и особо ценным
гостям. Первым кавалером стал актер Александрийского театра Юрий Юрьев. Потом,
много лет спустя будут у него и Орден Ленина, и Орден Красного Знамени, и
медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне". Но впервые
Орденом наградили его здесь, в "Бродячей собаке", вскоре после ее
открытия, в ночь с 16 на 17 января 1912 года. Тогда устроили вечер в честь
актера. Надели на него и лавровый венок, и бумажный ошейник - обязательные
атрибуты Ордена Собаки.
Юрий Юрьев - Дон Жуан в пьесе Мольера, 1910.
Среди кавалеров Ордена Собаки были:
Виктор Крушинский - инженер, директор завода, большой
приятель Пронина. Он будет после революции служить главным инженером сметного
сектора Цемпроекта, и его расстреляют 20 сентября 1937 г. А пока что он то и
дело выручает Пронина деньгами. Когда в 1915 г. имущество "Бродячей
собаки", уже прекратившей существование, распродавали с молотка,
Крушинский выкупил все, заплатив в общей сложности 37 тысяч рублей.
Валентин Пресняков - танцовщик, хореограф, педагог. В
"собачью" эпоху он был преподавателем пластики и сценического
движения в Санкт-Петербургской консерватории и учил танцевать Беллу Казарозу, и
об этом танце "сноб и эстет" Сергей Маковский, основатель журнала
"Апполон" написал:
По платью нищая — красой движений жрица,
В толпе цыган она
плясала для меня
То быстрая, как вихрь, чаруя и дразня,
Кружилась бешено. То гордо, как царица,
Ступала по ковру, таинственно маня,
То вздрагивала вся, как раненая птица,
И взор ее тускнел от скрытого огня,
И вспыхивала в нем безумная зарница.
Ей было весело от песен и вина.
Ее несла волна, ее пьянила пляска
И ритм кастаньет, и пристальная ласка
Моих влюбленных глаз. И вся она была
Призывна, как мечта и как любовь грозна.
Гитана и дитя и женщина и сказка!
Пресняков потом, после революции, будет поднимать балет по
всему Советскому Союзу, от Еревана до Воронежа, а закончит свои дни соратник
Михаила Фокина тихо-незаметно в Пскове. Белла Казароза потеряет маленького
сына, который умрет, мужа, который бросит, и певческий голос, который пропадет
от болезни; - в 1929 г. она покончит с собой. (На фото - Белла Казароза в роли
гитаны Хуаниты, 1910-е)
Петр Сазонов - в то время актер и режиссер Лиговского
общедоступного театра П. П. Гайдебурова. В 1916 он со своей женой Юлией
Слонимской представят публике первый в Петербурге театр марионеток. После
революции, как сообщают сухие строки театральной энциклопедии, Петр Сазонов
работал где-то на периферии. А в "Бродячей собаке" он отвечал за
буфет.
Петр Сазонов, 1910-е.
Константин Миклашевский - режиссер (а также актер и
искусствовед), про которого писал Анненков в "Дневнике моих встреч":
"Горький написал также весьма смешливую, злободневную
пьесу «Работяга Словотеков» — сатиру на советского болтуна, строящего
молниеносную карьеру на своем хвастливом краснобайстве. Ставивший пьесу
режиссер, Константин Миклашевский, не раз просил Горького приехать на
репетицию, но стеснявшийся своего комического произведения, Горький в театре
так и не появился.
Я присутствовал на генеральной репетиции и на первом
представлении «Работяги Словотекова» в петербургском Театре Зоологического
Сада. Постановка Миклашевского была весьма изобретательна и остроумна.
Миклашевский особенно интересовался театром импровизации и опубликовал в
Петербурге замечательную книгу об итальянской комедии, «La Comedia dell’Arte»,
за которую ему была присуждена, в 1915 году, премия Императорской Академии
Наук. В 1927 году, когда Миклашевский уже эмигрировал во Францию, эта книга была
выпущена в Париже, на французском языке, с рядом дополнений и с посвящением
Чарли Чаплину — «самому большому комедианту нашего времени» (изд. «Плеяда»).
Основавшись в Париже, Миклашевский открыл очаровательный
антикварный магазинчик на Faubourg Saint-Honore, прямо против президентского
дворца Елисейских Полей. В этом магазинчике, среди других предметов, имелись
также забавнейшие статуэтки-куколки и маски действующих лиц итальянской комедии
XVII и XVIII веков: Арлекины, Пьерро, Коломбины, Пульчинеллы, Доктора из
Болоньи, Капитаны, Смеральдины, Бригеллы, Труфальдины, Маскарильи, Скарамуши,
Франческины, Паскуэллы и другие, собранные Миклашевским в Венеции, в Болонье,
во Флоренции, в Неаполе, в Милане... Вскоре, однако, Миклашевский был найден
мертвым в своей постели: ложась спать, он забыл закрыть газовую трубку своей
плиты".
К. Миклашевский, 1910-е.
Николай Цыбульский, он же Цибуля, он же граф О'Контрэр -
композитор, не окончивший консерватории, блестящий пианист-импровизатор,
исполнитель любой музыки, даже внеслуховой, для глухонемых. Ему было 33 года на момент
открытия "Бродячей собаки", и он уже был законченным алкоголиком,
человеком медлительным, обрюзгшим и неряшливым. Денег у него почти никогда не
было. Но в "Собаке" он находился практически постоянно, поскольку был
там что-то вроде распорядителя, на пару с Прониным, и постоянно находились
желающие поднести стаканчик маэстро. Свои поражающие воображение слушателей
импровизации он не записывал, говорил "Записать? Пробовал-с. И
неоднократно. Не поддается записи...". Опера «Голос жизни или скала
смерти» - это, наверное, все, что из сочиненного им записи поддалось. В 1919
году следы Николая Цыбульского затерялись, и никто не знает, где и как он обрел
последний приют.
Николай Петров, он же Коля Петер - режиссер Александринского
театра. В этом театре он останется до 1933 г. и будучи его художественным
руководителем, станет наполнять репертуар пьесами, отвечающими советской
идеологии, так же рьяно, как до того участвовал чуть не во всех театральных
экспериментах Петербурга. Его жизнь будет полна свершениями и достижениями. В
1948 г. ему дадут Сталинскую премию I степени. Вот только до народного артиста
СССР он так и не дорастет. Останется в рамках РФСР. Почему-то. Коле Петеру
всегда была свойственна повышенная активность: в первый же сезон "Бродячей
собаки" он срежиссировал там 11 программ.
Конечно, кавалерами Ордена собаки были также отец-основатель
Борис Пронин, отец-оформитель Сергей Судейкин и Михаил Кузмин - главный демон
"Бродячей собаки". Он маленький (субтильный), изящный, изысканный. С
точеными чертами и глазами, про которые потрясенная юная Цветаева напишет:
В лучах огромных
Встают - два солнца,
два жерла,
Нет - два алмаза -
Подземной бездны
зеркала:
Два смертных глаза.
Н. Кульбин. Портрет Михаила Кузмина, 1913.
Много лет спустя Ахматова напишет о нем:
"...он, вероятно, родился в рубашке, он один из тех,
кому все можно. Я
сейчас не буду перечислять, что
было можно ему,
но если бы
я это сделала,
у современного читателя волосы
бы стали дыбом".
К тому времени, как открылась "Бродячая собака",
Кузмин уже был фигурой легендарною и во многом одиозною. Еще в 1906 г. он
вызвал скандал в обществе, опубликовав "Крылья" - повесть о
гомосексуальной любви. К 1912 г. он приобрел репутацию человека, полностью
отрешившегося от морали. За год с небольшим существования "Бродячей
собаки" он успел пережить два страстных и драматических романа: с Сергеем
Судейкиным, фактически развалив его брак с Ольгой Глебовой, и с Всеволодом
Князевым - этот сам скоро вернулся в стан гетеросексуалов и в 1913 г.
застрелился из-за несчастной любви все к той же Глебовой...
Кузмин на похороны не пошел. Как потом, 23 года спустя,
многие не придут на похороны Кузмина, - он умрет от воспаления легких в
переполненной больничной палате в Ленинграде, забытый задолго до этого. Но
тогда, в "Бродячей собаке" это был подлинно владеющий умами
поэт-Мефистофель. Свои стихи он сам исполнял, аккомпанируя себе на гитаре или
на рояле. Говорят, очень впечатляло:
"Он улыбается, раскланивается и словно восковой, Коппелиусом оживленный автомат, садится за
рояль. Какие у него длинные, бледные, острые пальцы. Приторно сладкая, порочная
и дыхание спирающая истома нисходит на слушателей. В шутке слышится тоска, в
смехе – слёзы..."
У кавалеров из правления были к тому же свои особые
атрибуты, призванные подчеркнуть род их деятельности - вообще или в
"Собаке". Так, например, у отвечающего за буфет режиссера Сазонова
это были колпак, вилка, ложка и штопор. А у поэта Кузмина - миртовый венок и
лира. У художника Судейкина палитра, кисть и берет, а у инженера Крушинского -
большой кошелек и ключи. Атрибутами кавалера Миклашевского были "свисток,
толстые книги, песочные часы, гусиное перо". Цыбульский выносил с собой
камертон, тарелки, треугольник - и это понятно, музыкант. А вот почему
балетмейстер Пресняков имел атрибуты "кусок промокашки, пара разных
туфель" - остается загадкой. Ну, положим, про туфли понятно. Но
промокашка?..
Загадкой остаются и личности многих других кавалеров Ордена
Собаки. Ничего не удалось узнать о них. В воспоминаниях они упоминаются только
по фамилиям; только фамилии и остались от них: Богословский, Зонов, Ротгольц,
Шпис-Эшенбурх. Была среди кавалеров и одна дама. Наверное, этакая
кавалерист-девица. Уварова. Ее атрибутами были "чайник, веер и большая
бутылка шампанского".
2 сентября 2013 г.
Закономерности развития искусства от импрессионизма до наших дней:
(см. посты)
__________________________________________________________________________________
Искусство XX века; О течениях и направлениях; Клод Моне Забытые импрессионисты; Эдгар Дега; Камиль Писсарро; Огюст Пьер Ренуар; Альфред Сислей; Поль Сезанн; Поль Гоген; Винсент Ван Гог; Пуантилизм; Анри Матисс; Рауль ДЮФИ, Морис де ВЛАМНИК, Кес ван ДОНГЕН, Андре ДЕРЕН; Пьер Боннар, Эдуар Войар, Морис Дени; Модерн; Эпохе — свое искусство, искусству — своя свобода; Гюстав Климт.; Эгон Шиле; Оскар Кокошка; Леон Бакст; Михаил Врубель; А. Головин, В. Борисов-Мусатов; О модерне и детерминированности; Экспрессионизм; Эдвард Мунк; Жорж Руо; "Мост"; Эрнст Людвиг Кирхнер; Эрих Хеккель; Карл Шмидт-Ротлуф; Эмиль Нольде; Макс Пекштейн; PS: о выставке «Дегенеративное искусство» и невежестве; "Авиньонские девицы"; Кубизм. Сезанновский период; Кубизм. Аналитический и синтетическийпериоды; Жорж Брак (кубизм) ; Пикассо (кубизм); Фернан Леже; Хуан Грис; Альбер Глез; Орфизм;Робер Делоне; Механический балет;; Франтишек Купка$ История "Бродячей собаки" I;; ;
___________________________________________________________________________
(продолжение следует
Комментариев нет:
Отправить комментарий