А.Бабенко "Чаша изобилия" холст, масло 60х80 см
Лжесвидетельство становится самым распространенным и гнусным
явлением на нашем телевидении и в интернете. Это свидетельствует о падении
нравственности и морали в обществе. Размах этого явления катастрофичен. Такое
ощущение, будто он пронизал все государственные и общественные институты, даже
те, которые призваны всеми силами противостоять этому злу. Именно ложь и ее
последствия заставили выйти на митинги многих людей, именно ложь дистанцирует
народ от власти, именно ложь вызывает недоверие и критику Русской Православной
Церкви.
Например, иерархи и служители РПЦ
по ТВ год назад утверждали, что в России процент православных верующих
составляет от 70 – 80, в этом году называют 90% и выше. Откуда
эта цифра и, главное, зачем?
Постараюсь сделать личные прикидки. Конечно, они не точно
отражают картину, но все же…
Мой круг общения довольно широк, - заведую муниципальной
галереей, примерно 600 человек. Из них
верующих – трое, это те, кто церковь посещает 1 – 4 раза в месяц. Около 10
человек посещают церковь 1 – 2 раза в год. На Пасху и\или Рождество. Вот и все!
Получилось, с большой-большой натяжкой, 2 % (два!).
Размышляю далее. Чтобы оказалось 90%, в это число должны
войти: более половины мусульман, буддистов, кришнаитов, почти все евангелисты и
прочие. Кроме того, сюда еще придется включить младенцев, даже еще не
родившихся.
Хочется сказать: «Ну, хватит вр… (простите, не оскорбить бы
чьи-то чувства), лгать!» Но, согласитесь – это запредельная ложь, рядом с
которой, ложь с данными по выборам представителей власти и депутатов –
соловьиные трели. У меня вкрадывается подозрение, что РПЦ намеренно не ведет
статистику своих прихожан, хотя технически это сделать очень просто.
Приведу статистическую цитату:
«В своей работе "Религиозность в России в 90-е гг.",
опубликованной в 2002 г., они писали, что, по их данным, на вопрос:
"Верите ли Вы в Бога?" утвердительно отвечали в 1991 г. - 23%, а в
1999 г. - уже 40%. За то же время количество тех, кто готов назвать себя
атеистом, уменьшилось с 35 до 5% (часть их, как отмечают авторы, перешла в
более нейтральную категорию "неверующих", которых в 1991 г. было
всего 7%, а в 1999 г. - уже 22%). К. Каариайнен и Д. Фурман показывают, что в
российском обществе сложился настоящий "проправославный консенсус": в
1999 г. 94% всех респондентов заявили, что они "хорошо" или
"очень хорошо" относятся к православию. Причем и это исследование
подтверждает, что конфессиональная идентичность часто смешивается с
национальной и культурной: в 1999 г. назвали себя православными 82% всех
русских респондентов. Это 98% верующих, 90% колеблющихся, 50% неверующих, 42%
атеистов. Т.е. православных оказывается больше, чем верующих: "┘в полном
противоречии с "нормальной" логикой и прямым значением терминов в
современной России понятие "православный" не является частью более
широкого понятия "верующий", а, скорее, наоборот ≈ понятие
"верующий" является частью понятия "православный".
Однако при изучении вопроса о конкретных формах религиозной практики, выяснилось, что подавляющее большинство лишь на словах заявляет о своей религиозности ("православности"). Например, в 1999 г. только 1% всех респондентов (3% назвавших себя верующими) сказали, что часто общаются со священниками, а 79% (61% верующих) ответили, что не общаются с ними никогда. В том же году полностью соблюдали пост только 4%, а 44% заявили, что никогда не раскрывали Библии. Поэтому исследователи постарались выделить категорию "настоящих", или "традиционных верующих". По их мнению, таковыми следует считать "лиц, которые: 1) идентифицируют себя как верующих; 2) верят в Бога, с которым можно вступить в личные отношения (а не "жизненную силу"); 3) считают себя православными и 4) или а) посещают церковь не реже раза в месяц, или б) часто молятся. Таких людей оказалось в 1996 году 6%, в 1999 году ≈ 7%". Но "если же мы чуть ужесточим критерии и к нашим четырем добавим, например, регулярное причащение, или соблюдение поста, или прочтение хотя бы раз хотя бы одного Нового Завета, или отсутствие веры в астрологию и переселение душ, группа традиционных верующих вообще "исчезнет".
К. Каарийнен и Д. Фурман делают вывод о том, что "слова "религиозное возрождение в России" могут употребляться только в кавычках. Это возрождение имеет самый поверхностный и "идеологический" характер, не затрагивая более глубоких слоев сознания". Авторы отмечают, что смешение конфессиональной и национальной идентичности, а также данные о соотношении "настоящих верующих" и тех, кто лишь на словах заявляет о своей приверженности православию, имеют особое значение для РПЦ, которая активно борется с "неправославными религиями": "Во-первых, социально-политические позиции РПЦ и, соответственно, все те материальные блага, которые она имеет, проистекают из-за наличия в русском массовом сознании связки "русский-православный". Поэтому распространение других религий подрывает эту связь и угрожает социальному положению церкви.»
Однако при изучении вопроса о конкретных формах религиозной практики, выяснилось, что подавляющее большинство лишь на словах заявляет о своей религиозности ("православности"). Например, в 1999 г. только 1% всех респондентов (3% назвавших себя верующими) сказали, что часто общаются со священниками, а 79% (61% верующих) ответили, что не общаются с ними никогда. В том же году полностью соблюдали пост только 4%, а 44% заявили, что никогда не раскрывали Библии. Поэтому исследователи постарались выделить категорию "настоящих", или "традиционных верующих". По их мнению, таковыми следует считать "лиц, которые: 1) идентифицируют себя как верующих; 2) верят в Бога, с которым можно вступить в личные отношения (а не "жизненную силу"); 3) считают себя православными и 4) или а) посещают церковь не реже раза в месяц, или б) часто молятся. Таких людей оказалось в 1996 году 6%, в 1999 году ≈ 7%". Но "если же мы чуть ужесточим критерии и к нашим четырем добавим, например, регулярное причащение, или соблюдение поста, или прочтение хотя бы раз хотя бы одного Нового Завета, или отсутствие веры в астрологию и переселение душ, группа традиционных верующих вообще "исчезнет".
К. Каарийнен и Д. Фурман делают вывод о том, что "слова "религиозное возрождение в России" могут употребляться только в кавычках. Это возрождение имеет самый поверхностный и "идеологический" характер, не затрагивая более глубоких слоев сознания". Авторы отмечают, что смешение конфессиональной и национальной идентичности, а также данные о соотношении "настоящих верующих" и тех, кто лишь на словах заявляет о своей приверженности православию, имеют особое значение для РПЦ, которая активно борется с "неправославными религиями": "Во-первых, социально-политические позиции РПЦ и, соответственно, все те материальные блага, которые она имеет, проистекают из-за наличия в русском массовом сознании связки "русский-православный". Поэтому распространение других религий подрывает эту связь и угрожает социальному положению церкви.»
Комментариев нет:
Отправить комментарий