Андрей Рублев "Троица"
"Троица" Андрея Рублева для меня была и
остается самым мощным живописным произведением по эстетическому и
эмоциональному воздействию. Машинально начал писать "духовному",
но вовремя одернул руку, потому как сразу задал себе вопрос: "Духовное -
это как?". Во время, когда церковь была еще в поругании, у меня сама собой
возникла ежедневная утренняя потребность, прежде чем приступать к работе, около
часа созерцать эту икону на протяжении нескольких лет. Может - это было то
самое - духовное общение? Не знаю.
В то время я работал в художественной школе и,
естественно, рассказывал детям о великом русском искусстве иконописи. Партийные
боссы (это были брежневские времена) отчитывали меня, уличая, в православном
проповедничестве. Мне совершенно не хотели верить, что речь идет о культуре,
настойчиво "убеждая", что детей должно ограждать от этого.
"Убеждения" были серьезными, но санкций не последовало. Сегодня
ситуация изменилась ровно до противоположности. Меня обвиняют за мое негативное
отношение к институту церкви.
- Постойте, - думаю я, - как же так происходит? Те, кто
обвинял меня вчера в христианской пропаганде, стоят в церкви со свечками,
осеняя себя крестным знамением, закатив экзальтированно глаза в потолок, будто
каждое утро их жизни начиналось с молитв и радений о Боге? И вовсе не было тех
"серьезных внушений" о вредоносном значении религии - опиуме для
народа - в кабинетах под пристальным и немного лукавым взглядом вождя мирового
пролетариата?
И, уж совсем жутковато, выглядят невесть откуда взявшиеся
юнцы с волчьими взглядами, создающие дружины защиты православных ценностей. Трудно
представить, что они читали Евангелие, а если читали, то тупо поняли всего одну
фразу: "Не мир принес вам, но меч!". Основную христианскую истину о
том, что главная ценность находится внутри, в душе, а не снаружи, осмыслить,
видимо, слабо. Вот и всплывает накопленная злость со дна душ их, и отражается
на лицах их, и проявляется в словах и поступках их, как символ разрушения
истинного Храма, находящегося внутри.
Почему это происходит? И почему именно в это время?
От того, что церковь, в лице ее
иерархов, решила свою идеологию
поставить в ранг национальной идеи России. Заполнить создавшийся идеологический
вакуум. Как оказалось: задача эта, явно не по силам церкви. Она не может
ответить на сложные вопросы, появившиеся в обществе. Ни морально-этические, -
церковь сама преступает мораль; ни философско-бытийные,- церковь использует
средневековые устаревшие истины, совершенно непригодные для нынешней ситуации.
К тому же, политика церкви последнего времени стала очень агрессивной и
наступательной в отношении гражданских свобод, и именно это послужило мощным
взрывом негодования общества, относительно РПЦ.
Что в этом случае делает церковь?
О, ужас! Формирует банды боевиков,
срывающих майки с прохожих и избивающих
женщин стоящих с плакатиками.
В чем виноваты эти женщины и
прохожие? В том, что они выражают свое недовольство сращением церкви с властью
(а в 90-х с откровенными бандитами)? В том, что РПЦ заносчиво сочла себя
основной государственной религией, невзирая на прямое противоречие нескольким
пунктам конституции? В том, что иерархи
церкви преступают морально-этические нормы?
Кажется, что халявные возможности,
открывшиеся для пастырей РПЦ с лихих 90-х, сильно вскружили им головы. Те несметные
богатства и возможности, свалившиеся на них, заслонили главную ценность –
радение за души человеческие.
Человек, с его большими и
маленькими проблемами, перестал интересовать церковь. Церковь оттолкнула этого
человека, а в некоторых случаях, оттолкнув, унизила. Как унизила девушек из панк-группы, очевидно
и грубо исказив цель и смысл их (корявого по форме) высказывания, путем подмены
трактовки.
В результате выбора между властью и
человеком, нуждающимся в любви, утешении и защите, церковь выбрала власть.
Выбор, сулящий заманчивые перспективы влияний и возможностей.
Сегодня становится очевидным
кризис идеологии. Ни власть, ни церковь не могут предложить удовлетворяющую
общество идею бытия. Идею, позволяющую гармоничное соотношение цивилизованного
развития общества с многофункциональным удовлетворением его потребностей, и управления, укрепляющего
основы государственности. Власть как-то судорожно и в спешке принимает одно за
другим неверные решения, которые можно свести к понятию «кнута и пряника»,
забыв о целеполагании. Церковь торопливо пытается заполнить идеологическую нишу
и подвести основополагающий базис, но ничего, кроме старого пропахшего плесенью
кафтана предложить не может.
Но, вернемся к «Троице»,
величайшему произведению, позволяющему осмыслить многие аспекты гармоничного
сосуществования. В ней, как в обществе, множество противоположностей
уравновешено подобиями, а подобия наделены противоположностями. Это равновесие
не застывшее, а, как бы, перетекающее. Например: два ангела слева подобны
положением своих тел, но противоположны поворотом голов, а два ангела справа
противоположны положением тел и подобны поворотом голов. Структура построения группы ангелов справа
противоположна аналогичной структуре слева. Два крайних ангела, положением
своих тел образуют внешнее очертание Чаши с ангелом, оказавшимся внутри, в роли
Жертвы, но сидящим вне Жертвенной Чаши, стоящей перед ним. Эти взаимодействия и
взаимоотношения сложны при своей простоте и просты в своей сложности. Почему
церковь отреклась от причащения к мудрости, заложенной в иконах, писаниях,
чтобы черпать из них знания, почему от проблем бытия скатилась до проблем быта,
объяснить сложно. Скорее всего, ответ лежит в бытовой же плоскости, говоря
проще: «Чёрт попутал!».
PS Просто
рассуждать отстраненным, игривым умом о проблемах, возникших не вдруг, но
копившихся годами и десятилетиями. А как быть честным работникам церкви,
делающим свой ежедневный кропотливый труд, поруганным «за одно» с теми, кто
совершал и совершает крупные ошибки, дискредитируя их честный труд, да и
церковь в целом? О чем они молятся? о чем просят Бога? мне, человеку не
воцерковленному, видимо, не суждено понять, но душа моя с ними.
Комментариев нет:
Отправить комментарий