суббота, 1 сентября 2012 г.

О «Троице» и парадоксах судьбы

Андрей Рублев "Троица"

    "Троица" Андрея Рублева для меня была и остается самым мощным живописным произведением по эстетическому и эмоциональному воздействию. Машинально начал писать  "духовному", но вовремя одернул руку, потому как сразу задал себе вопрос: "Духовное - это как?". Во время, когда церковь была еще в поругании, у меня сама собой возникла ежедневная утренняя потребность, прежде чем приступать к работе, около часа созерцать эту икону на протяжении нескольких лет. Может - это было то самое - духовное общение? Не знаю.
    В то время я работал в художественной школе и, естественно, рассказывал детям о великом русском искусстве иконописи. Партийные боссы (это были брежневские времена) отчитывали меня, уличая, в православном проповедничестве. Мне совершенно не хотели верить, что речь идет о культуре, настойчиво "убеждая", что детей должно ограждать от этого. "Убеждения" были серьезными, но санкций не последовало. Сегодня ситуация изменилась ровно до противоположности. Меня обвиняют за мое негативное отношение к институту церкви.
    - Постойте, - думаю я, - как же так происходит? Те, кто обвинял меня вчера в христианской пропаганде, стоят в церкви со свечками, осеняя себя крестным знамением, закатив экзальтированно глаза в потолок, будто каждое утро их жизни начиналось с молитв и радений о Боге? И вовсе не было тех "серьезных внушений" о вредоносном значении религии - опиуме для народа - в кабинетах под пристальным и немного лукавым взглядом вождя мирового пролетариата? 
    И, уж совсем жутковато, выглядят невесть откуда взявшиеся юнцы с волчьими взглядами, создающие дружины защиты православных ценностей. Трудно представить, что они читали Евангелие, а если читали, то тупо поняли всего одну фразу: "Не мир принес вам, но меч!". Основную христианскую истину о том, что главная ценность находится внутри, в душе, а не снаружи, осмыслить, видимо, слабо. Вот и всплывает накопленная злость со дна душ их, и отражается на лицах их, и проявляется в словах и поступках их, как символ разрушения истинного Храма, находящегося внутри.
    Почему это происходит?  И почему именно в это время?
    От того, что церковь, в лице ее иерархов,  решила свою идеологию поставить в ранг национальной идеи России. Заполнить создавшийся идеологический вакуум. Как оказалось: задача эта, явно не по силам церкви. Она не может ответить на сложные вопросы, появившиеся в обществе. Ни морально-этические, - церковь сама преступает мораль; ни философско-бытийные,- церковь использует средневековые устаревшие истины, совершенно непригодные для нынешней ситуации. К тому же, политика церкви последнего времени стала очень агрессивной и наступательной в отношении гражданских свобод, и именно это послужило мощным взрывом негодования общества, относительно РПЦ.
    Что в этом случае делает церковь?
    О, ужас! Формирует банды боевиков, срывающих майки с прохожих и избивающих  женщин стоящих с плакатиками.
    В чем виноваты эти женщины и прохожие? В том, что они выражают свое недовольство сращением церкви с властью (а в 90-х с откровенными бандитами)? В том, что РПЦ заносчиво сочла себя основной государственной религией, невзирая на прямое противоречие нескольким пунктам конституции?  В том, что иерархи церкви преступают морально-этические нормы?
    Кажется, что халявные возможности, открывшиеся для пастырей РПЦ с лихих 90-х,  сильно вскружили им головы. Те несметные богатства и возможности, свалившиеся на них, заслонили главную ценность – радение за души человеческие.
    Человек, с его большими и маленькими проблемами, перестал интересовать церковь. Церковь оттолкнула этого человека, а в некоторых случаях, оттолкнув, унизила.  Как унизила девушек из панк-группы, очевидно и грубо исказив цель и смысл их (корявого по форме) высказывания, путем подмены трактовки.
    В результате выбора между властью и человеком, нуждающимся в любви, утешении и защите, церковь выбрала власть. Выбор, сулящий заманчивые перспективы влияний и возможностей.
    Сегодня становится очевидным кризис идеологии. Ни власть, ни церковь не могут предложить удовлетворяющую общество идею бытия. Идею, позволяющую гармоничное соотношение цивилизованного развития общества с многофункциональным удовлетворением  его потребностей, и управления, укрепляющего основы государственности. Власть как-то судорожно и в спешке принимает одно за другим неверные решения, которые можно свести к понятию «кнута и пряника», забыв о целеполагании. Церковь торопливо пытается заполнить идеологическую нишу и подвести основополагающий базис, но ничего, кроме старого пропахшего плесенью кафтана предложить не может.
    Но, вернемся к «Троице», величайшему произведению, позволяющему осмыслить многие аспекты гармоничного сосуществования. В ней, как в обществе, множество противоположностей уравновешено подобиями, а подобия наделены противоположностями. Это равновесие не застывшее, а, как бы, перетекающее. Например: два ангела слева подобны положением своих тел, но противоположны поворотом голов, а два ангела справа противоположны положением тел и подобны поворотом голов.  Структура построения группы ангелов справа противоположна аналогичной структуре слева. Два крайних ангела, положением своих тел образуют внешнее очертание Чаши с ангелом, оказавшимся внутри, в роли Жертвы, но сидящим вне Жертвенной Чаши, стоящей перед ним. Эти взаимодействия и взаимоотношения сложны при своей простоте и просты в своей сложности. Почему церковь отреклась от причащения к мудрости, заложенной в иконах, писаниях, чтобы черпать из них знания, почему от проблем бытия скатилась до проблем быта, объяснить сложно. Скорее всего, ответ лежит в бытовой же плоскости, говоря проще: «Чёрт попутал!».
    PS  Просто рассуждать отстраненным, игривым умом о проблемах, возникших не вдруг, но копившихся годами и десятилетиями. А как быть честным работникам церкви, делающим свой ежедневный кропотливый труд, поруганным «за одно» с теми, кто совершал и совершает крупные ошибки, дискредитируя их честный труд, да и церковь в целом? О чем они молятся? о чем просят Бога? мне, человеку не воцерковленному, видимо, не суждено понять, но душа моя с ними.

Комментариев нет:

Отправить комментарий