(Извините за длинный перепост, вроде как с сайта эксперимент.ру. Счел полезным напомнить об этой информации, т.к. в России, в свое время, на нее почти никто не обратил внимания.)
Арт и шок-2: навоз для
Пречистой Девы
Осень 1999-го, сентябрь. Бруклин, штат Нью-Йорк. Канун
выдвижения кандидатов на выборы в Сенат. Среди оных — Хилари
Клинтон и действующий мэр Нью-Йорка Рудольфо Джулиани. В это же время
Бруклинский музей искусств принимает выставку с нескромным названием «Сенсация.
Молодые британские художники из коллекции Саатчи». Среди множества
противоречивых экспонатов — работа Криса Офили, урожденного нигерийца,
бесхитростно поименованная «Святая Дева Мария». С небольшой слоновьей какашкой,
пришпиленной разноцветными булавками аккурат на месте правой груди
Мадонны.
Мэр Нью-Йорка на выставку не ходил. Так, каталог
полистал. Этого оказалось достаточно, чтобы над музеем нависла угроза
сокращения его годового бюджета на треть — 7,2 млн. долларов. Якобы
за содействие «оскорбительным нападкам на католицизм».
Рудольфо Джулиани о «Мадонне» Криса Офили: «Нездоровая
штука. Подобному место в психиатрической клинике, а не в музее,
который финансируется и поддерживается нашим городом».
К слову сказать, в «Сенсацию» Бруклинский музей
не вложил ни единого собственного цента. Выставку на пару
спонсировали аукцион «Кристи» и британский рекламный магнат Чарльз Саатчи,
владелец всех вошедших в неё работ. До прибытия в Нью-Йорк оные
творения благополучно выжили в выставочных залах Лондона и Берлине. А
вот в Бруклине коса постмодерна нашла на оч-чень серьезный камушек…
Причин тому было несколько.
Во-первых, коллаж Криса Офили включал слоновий навоз. Небольшой
кусочек. Во-вторых, фоном для Пречистой Девы послужили вырезанные из
порножурналов женские гениталии и ягодицы. В-третьих, сама она,
изображенная в нарочито примитивной манере, отличалась ярко выраженными
негроидными чертами.
Майкл Дэвис, профессор искусств, автор спецкурса «Многоликая
Дева», посвященного эволюции художественного образа Мадонны: «Реакция мэра
видится мне основанной на узком определении искусства как непременно
прекрасного и столь же узком представлении о Деве Марии, которая
вовсе не обязана быть похожей на Ингрид Бергман». И далее: «Офили
придает ей негроидные черты и использует слоновий навоз, имеющий у
африканских народов сакральную силу, тем самым соединяя Пречистую Деву с землей
Африки и ее людьми. В конце концов, у них не меньше прав
на Мадонну, чем у того же Джулиани».
Сам Крис Офили по этому поводу ничего не сказал. Ему было
не впервой. Когда в 1996-м он получил за свою «Мадонну» самую
престижную британскую премию Тернера — первый лауреат-художник за 12
лет! — некто Рэй Хатчинс, 66-летний коллега Офили по цеху, выразил свой
протест, вывалив гору навоза — обычного, не столь
экзотического — на пороге галереи Тейт, учредившей эту премию
в 1984-м. Сей перфоманс был осуществлен под лозунгом «Современное
искусство — куча дерьма».
Навоз в коллажах Офили появился после того, как
в 1992-м он получил от Британского совета грант на «творческую
командировку» в Зимбабве. Оттуда художник вернулся с несколькими
контейнерами слоновьих какашек, а когда запасы истощились, договорился
о регулярных поставках с Лондонским зоопарком.
«Это — способ включить саму Африку в мои
работы», — говорил Офили гораздо раньше и по другому поводу. В
какой-то момент он даже перестал вешать свои картины и начал использовать
слоновьи «лепешки» в качестве подставок.
Ничтоже сумняшеся, Джулиани для начала лишил
Бруклинский музей месячного содержания, пригрозив сделать то же самое и с
годовым бюджетом заведения. Тут уж не смогла смолчать миссис
Клинтон — ожидалось, что она как и Рудольфо Джулиани, выдвинет свою
кандидатуру на выборах в Сенат.
Хилари Клинтон: «Карать такое заведение, как Бруклинский
музей — неприемлемо. Но сама я не желаю видеть работу Офили
и согласна с теми нью-йоркцами, которые считают некоторые ее элементы
глубоко оскорбительными».
Высказалась супруга саксофониста в высшей степени
обтекаемо. Однако Джулиани уперся рогом и объявил, что «миссис Клинтон
поддерживает музей, оскорбляющий католическую религию за деньги
налогоплательщиков».
На том и порешили. Далее события развивались так:
а) мэр, как и обещал, лишил музей 7 млн. долларов;
б) музей подал иск в федеральный суд, требуя признать
действия Джулиани антиконституционными;
(Здесь, как мне кажется, уместна показательная цитата из
искового заявления Рудольфо Джулиани: «Выставка картин не обладает
коммуникативным потенциалом, сравнимым с речью, литературой или сценическим
представлением, а потому конституционный интерес художника в данном
случае минимален».)
в) городские власти обвинили администрацию музея
в нарушении лицензии, выданной в далеком 1893 году, — дескать,
музей, будучи публичным заведением, не должен требовать для
несовершеннолетних сопровождения взрослых, а также взимать входную плату
(9,75 долларов);
г) хотя и то, и другое практиковалось годами, музей
все же убрал возрастное ограничение для посетителей, чтобы лишить городские
власти хотя бы одного аргумента. С платой за вход ничего нельзя было
поделать — ее устанавливал не музей, а спонсоры выставки,
желавшие возместить свои расходы;
д) к своим обвинениям город добавил такое: мол, выставляя
работы, принадлежащие только одному коллекционеру, британскому рекламному
магнату Чарльзу Саатчи, музей содействует неправедному обогащению отдельно
взятого индивидуума. Да-да, это было сказано американцами…
е) представители аукциона «Кристи» негромко уточнили, что ни
одна из девяноста выставляемых работ не продается;
ж) город обратился в суд штата с иском против музея, требуя
возмещения морального вреда католикам и конфискации имущества;
з) музей выдвинул встречные требования об отмене
карательных санкций Джулиани;
End был, как водится, happy. Суд осадил ретивого мэра, музею
восстановили финансирование, «Мадонна» очутилась за щитом из плексигласа под
надзором двух охранников, а на входе в выставочный зал были
установлены металлодетекторы. Нью-йоркское отделение Американского Союза
Гражданских Свобод провело демонстрацию в поддержку выставки,
а республиканцы выступили в знак протеста. В день открытия
на нескольких автобусах подъехали римо-католики — петь
и молиться, протестуя против богохульства. Была также замечена небольшая
группа борцов за права животных и несколько критиков с плакатами. Полиция
задержала некоего Скотта Ла Байдо, художника-самоучку, швырявшего пригоршни
конского навоза в окна музея. «Я творчески самовыражаюсь!» — вопил Ла
Байдо, когда его уводили полицейские.
А теперь — немного цифр. Как сообщила «Нью-Йорк Таймс»,
в первый день «Сенсацию» посетили около пяти тысяч человек. Это —
данные, полученные до 17.00, а музей открыт до 23.00. Предыдущий рекорд
посещаемости в первый день показа составил 5,979 — это была выставка
картин Клода Моне.
И еще кое-что. Телефонный опрос 508 нью-йоркцев, проведенный
Дэйли Ньюс, показал, что 60% из них разделили позицию музея, утверждающего, что
отзыв финансирования нарушает Первую поправку; 30% поддержали Джулиани. Центр
исследований и анализа при Университете штата Коннектикут провел
национальный опрос среди 500 взрослых по той же теме, показавший, что 57%
согласно с политикой музея.
Знаете, чем все закончилось для «Мадонны»? 16 декабря 1999 года
72-летний Деннис Хайнер, христианин, в прошлом — учитель английского,
залил «Мадонну» Криса Офили белой краской. Сымитировав приступ слабости, он
прислонился к стене рядом с коллажем, а затем пробрался за плексигласовый
щит, вытащил пластиковую бутылку с белилами и забрызгал ими лицо
и тело Пречистой Девы. Он успел размазать краску по холсту так, что ничего
уже нельзя было разглядеть.
Хайнер не пытался бежать. Когда один из охранников спросил
его: «Зачем вы это сделали?», старик спокойно ответил: «Это —
богохульство».
Его оштрафовали на 250 долларов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий