Кажется, Георг Базелиц – известный немецкий художник –
сказал замечательную фразу. Не имею возможности привести ее дословно, но смысл
ее таков: Не знаю, как объяснить мои работы, знаю лишь, что делать их сложно!
    Как словами объяснить картину? Всегда получается банально и
далеко от истинного замысла. Все потому, что визуальный язык имеет свой набор и
специфику выразительных средств, практически не переводимых на разговорный
язык. Все равно, что рассказать музыку словами. 
    Мы говорим о картине, - «красивая» или «не красивая», не
задумываясь над понятием «красиво». 
    Должна ли быть картина красивой?  Чтобы ответить на этот вопрос, проведите эксперимент.
 Предварите высказывание какой либо мысли
или суждения о чем либо, фразой: «Сейчас я скажу красиво!», - вы обнаружите,
что между понятиями «красиво» и «истинно говорю» существует определенный
зазор. Эти понятия не противоречат друг другу, но они не всегда находятся
рядом. 
    Не будем углубляться в дальнейшие рассуждения о понятии «красота».
Они сложны и требуют другого формата описания. Оговорюсь лишь, что новое, непривычное
вызывает у нас чувство дискомфорта.  Красота
должна ассоциироваться с комфортом. Следовательно: все новое, непривычное не вызывает
ощущений красоты по определению.
    Предлагаю три композиции из серии «Вася и Вован». Эта серия,
несмотря на кажущуюся простоту и анекдотичность, - серьезное, если не сказать, трагичное
высказывание. Герои этих картин не вымышлены - это реальные люди. Их имена тоже реальны. Вместе с тем это не  портреты конкретных людей, а обобщенные социальные фантомы. Дальше постараюсь
прокомментировать (!?) каждую работу в отдельности. Комментарий не обязательно будет раскрывать содержание или идейный замысел, скорее, он будет дополнять.
 А. Бабенко "Аэроплан - Вася и Вован" серия "Вася и Вован" холст, масло 120х160 см
    В первый вечер своего пребывания в армейском госпитале, для
меня, еще не осознавшего местные порядки, произошло странное событие. 
    После громкого возгласа, - Самолё-ё-ёт!, - выскакивая наспех
из палат, по больничному коридору по направлению к столовой понеслась толпа больных.
Я присоединился к общему устремлению, судорожно пытаясь понять: «Что,
собственно, происходит?» В комнате, в которую мы вбежали, стоял стол, на
котором красовались стаканы с компотом. Компот быстро закончился , так как подбежавшие
первыми, выпивали по нескольку стаканов. Припоздавшим, естественно, не хватило.
    - Самолет, - говорили они обреченно и уходили.
    Не знаю почему, но никогда: ни до, ни после, я не пил такого вкусного компота.
А. Бабенко "Тысяча соответствий"  серия "Вася и Вован" холст, масло  120х120 см 
    Мы, люди, существа социальные, и поэтому не можем жить, не
соотнося себя с какими-то группами или категориями сообществ. Нам обязательно
необходимо вписать себя (вписаться) в некий социальный круг, якобы
соответствующий каким-то критериям. Мы не всегда задумываемся: кто формирует определенные
 критерии и почему мы должны им соответствовать?
    Леонардо да Винчи не первый, кто настойчиво искал
гармоничные пропорции совершенного человека. Он чертил геометрические фигуры: круги и квадраты и вписывал в них человеческие фигуры. В
эпоху Возрождения твердо верили, что созерцание и понимание таких пропорций
возвысит человека. Якобы через это созерцание и понимание на человека снизойдет
божественная благодать. И станет он равным богам.
    Я решил, что наступила пора проверить истинность их
утверждений. 
 А. Бабенко "Бумажные самолетики" серия "Вася и Вован" холст, масло  130х80 см
Говорил ветхозаветный проповедник Экклизиаст:
«…все дни его - скорби, и его труды - беспокойство; даже и
ночью сердце его не знает покоя. И это - суета!»  (Экклизиаст 2:23) 
Осмелюсь добавить: киданием бумажных самолетиков кажется нам
сейчас значительность дел вчерашних.



Комментариев нет:
Отправить комментарий